...

ПРЕДЛОГИ ВИНИТЕЛЬНОГО И ДАТЕЛЬНОГО ПАДЕЖА В НЕМЕЦКОМ ЯЗЫКЕ (WECHSELPRÄPOSITIONEN)

В немецком языке существует девять особенных предлогов, которые требуют использования винительного или дательного падежа в зависимости от контекста. Эти предлоги, известные как Wechselpräpositionen, могут обозначать как направление, так и местоположение. Например, предлог "an" может означать "на" в зависимости от того, задаем ли мы вопрос "куда?" или "где?". Понимание этих нюансов поможет вам правильно использовать предлоги и улучшить ваши навыки общения на немецком языке. Узнайте больше о том, как правильно выбирать падеж и применять предлоги в различных контекстах!

В немецком языке есть девять особенных предлогов винительного и дательного падежа, после которых существительное или местоимение мы должны поставить в одни из этих двух падежей. Поэтому они называются предлоги двойного управления или предлоги с двойным управлением (Wechselpräpositionen). Как и во многих других грамматических темах немецкого языка часто выбор падежа будет определяться контекстом. Рассмотрим подробнее.

Как определить падеж: Akkusativ или Dativ

Еще раз подчеркну: важен общий контекст. Сейчас мы готовим о контексте «место». Здесь у нас есть две опции: 

  • направление (проверяется вопросом «куда?») и тогда Akkusativ;
  • местоположение (проверяется вопросом «где?») и тогда Dativ.

an – на (вертикальной поверхности)

Ich hänge das Bild an die Wand. – Я вешаю картину (куда?) на стену.

Das Bild hängt an der Wand. — Картина висит (где?) на стене.

auf – на (горизонтальной поверхности)

Ich lege das Buch auf den Tisch. — Я кладу книгу (куда?) на стол.

Das Buch liegt auf dem Tisch. – Книга лежит (где?) на столе.

in – в

Ich ziehe am Montag in die Wohnung ein. — Я въезжаю в понедельник (куда?) в квартиру.

Ich muss noch in der Wohnung die Möbel aufbauen. — Я должен еще (где?) в квартире собрать мебель.

über – над

Ich möchte das Bild über das Bett hängen. – Я хочу повесить картину (куда?) над кроватью.

Das Bild hängt über dem Bett. — Картина висит (где?) над кроватью.

unter – под

Leg den Koffer unter das Bett. — Положи чемодан (куда?) под кровать.

Der Koffer liegt unter dem Bett. – Чемодан лежит (где?) под кроватью.

vor – перед

Du kannst dein kaputtes Fahrrad in die Garage bringen. — Ты можешь отнести твой сломанный велосипед (куда?) в гараж.

Das Fahrrad steht vor dem Haus. – Велосипед стоит (где?) перед домом.

hinter – за

Stell bitte den Stuhl hinter den Tisch. – Поставь стул (куда?) позади стола.

Der Stuhl steht hinter dem Tisch. — Стул стоит (где?) за столом.

zwischen – между 

Ich möchte den Schreibtisch zwischen den Schrank und die Regalwand stellen. — Я хочу поставить письменный стол (куда?) между шкафом и стелажом. 

Der Schreibtisch steht zwischen dem Schrank und der Regalwand. — Письменный стол стоит (где?) между шкафом и стелажом.

neben – рядом с

Stell die Lampe neben das Bett. — Поставь лампу (куда?) рядом с кроватью.

Die Lampe steht neben das Bett. — Лампа стоит (где?) рядом с кроватью.

А еще у этих 9 предлогов есть и другие значения контекста места (не только предметное), например, an часто употребляется со всеми обозначениями «воды» (am Fluss (на реке) – an den Fluss (на реку), am Meer (на море) – ans Meer (на море), am Strand (на пляже) – an den Stand (на пляж), am See (на озеро) – an den See (на озере), an der Küste (на побережье)- an die Küste (на побережье) и другие). Эти значения мы разберем в другом уроке, но принцип выбора падежа после предлога точно такой же.

Предлоги винительного и дательного падежа в контексте времени

Возможен и другой смысл предложения: не «место», а «время». И некоторые значения уже могли вам встречаться раньше. В таком случае, если возможно задать вопрос «когда?», то после предлога будет требоваться строго дательный падеж, например:

an – в (про дни и части дня) 

Am Montag fahre ich nach Deutschland. – (когда?) В понедельник я еду в Германию.

in – через (какое-то время с проекцией в будущее)

In einer Stunde habe ich einen Termin beim Arzt. – (когда?) Через час у меня запись у врача.

vor – перед (каким-то событием) или сколько-то времени назад

Vor 10 Jahren bin ich nach Deutschland umgezogen. – (когда?) 10 лет назад я переехал в Германию. 

zwischen – между 

Wir können uns zwischen 10 Uhr und 11 Uhr treffen. – Мы можем встретиться (когда?) между 10 и 11 часам

Другие случаи использования предлогов винительного и дательного падежа

Следующий случай употребления либо дательного, либо винительного падежа с этими немецкими глаголами раскрывается в теме «Глаголы с предлогами». Принцип использования падежа уже другой, и отталкиваться от тех или иных вопросов уже не получится, поэтому тема рассматривается в отдельной статье.

Ich denke oft an dich. – Я часто думаю о тебе (Akkusativ).

Ich habe an dem Projekt teilgenommen. – Я учавтвовал в проекте (Dativ).

Кроме того, есть и другие значения у некоторых из этих предлогов, при которых падеж нужно будет заучивать наизусть. Например, über в значении «более» требует винительный падеж, что никаким правилом объяснить нельзя.

Как тренировать тему «Предлоги Akkusativ и Dativ»

Если Вы хотите закрепить или повторить эту тему, то подойдут упражнения из грамматических сборников. В русскоязычных книгах их можно найти по названиям: Предлоги с аккузативом и дативом, предлоги двойной управления, предлоги с двойным управлением, ситуационные предлоги. В немецкоязычных пособиях эта тема называется Wechselpräpositionen, Präpositionen mit Akkusativ und Dativ.

Помимо классических грамматических упражнений с этой темой здоровья работает следующее практическое упражнение:

  1. Возьмите любой небольшой личный предмет (например, брелок, ручку, мобильный телефон);
  2. Перемещайте предомет в пространстве и проговаривайте вслух его перемещение и местоположение, например: 

Ich lege mein Handy auf den Tisch. (Я кладу мой телефон (куда?) на стол.) 

Mein Handy liegt auf dem Tisch. (Мой телефон лежит (где?) на столе.)

Также эффективно работает описание себя в пространстве: 

Ich bin in der Wohnung. (Я (где?) в квартире.)

Ich fahre ins Zentrum. (Я еду (куда?) в центр.)

Чтобы тема предлогов не вызывала трудности, не забывайте заниматься закреплением других грамматических тем (например, склонение артиклей и местоимений в разных падежах, слияние предлогов с определённым артиклем), а также тренировать основные навыки (понимание услышанного и прочитанного, устная и письменная речь) для понимания контекста и автоматизации употребления.

Вам может быть интересно:
Оставьте заявку
на пробное занятие

Мы свяжемся с вами в течении часа

Нажимая кнопку отправить, я соглашаюсь на условия Политики конфиденциальности

1) Определим Ваш текущий уровень или пройдем вводный урок, если Вы ещё никогда не учили немецкий.

2) Обозначим сроки и цели курса.

3) Расскажу более подробно про Ваш индивидуальный план обучения, отталкиваясь от сроков и целей.

4) Обсудим все интересующие Вас вопросы.